Подростковый возраст - это возраст самых больших неопределенностей. Подростка можно описывать долгим перечислением, начинающимся словами «уже не…» и «в тоже время еще не…».
Он может проявлять себя как вполне оформившийся взрослый человек, но есть ситуации, в которых подростку особенно трудно и тогда – это просто ребенок, который нуждается в помощи и поддержке, ему остро не хватает понимания, тепла, заботы и мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество.
Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.
Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.
Типичные психологические трудности подросткового возраста:
- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- трудности самоотношения, самопонимания;
- трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
- внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
- стремление избежать давления, правил, норм, требований;
- испытание себя и других;
- поиск границ возможного;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
- неорганизованность;
- зависимость от старших или более сильных, приостановка развития на детских формах поведения, низкая сила своего «я»;
- задержка развития и формирование инфантильно-зависимой личности, так называемого "вечного ребенка".
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток,безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Подростковый возраст — это период, в котором подростки усиленно думают о том, кто они, чем хороши, чем плохи, что они видят в себе и в других и что другие видят в них. Происходит формирование представления о себе — самооценка.
Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятной почвой для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества.
С помощью психолога подросток имеет возможность определить для себя свои цели, интересы, мотивы, перспективы на будущее.
Психолог может помочь подросткам разобраться в себе и научиться делать:
- Правильные выборы (индивидуальные),
- Правильные выборы (ориентир на группу),
- Ставить цели и успешно реализовывать их,
- Брать ответственность за себя и свои действия,
- Мотивировать свою точку зрения и дипломатично отстаивать ее,
- Научиться общаться без конфликтов
Психолог видит ситуацию многогранно и объективно, и, как правило, помощь нужна не только самому взрослеющему ребенку, но и родителям подростка, поскольку именно от них зависит, как будет происходить процесс отделения.
Психологическое просвещение родителей подростков:
- Учимся выстраивать отношения с взрослеющим ребенком
- Как принимать правильное решение в конфликтах
- Как предотвращать опасные нарушения поведения
- Быть на страже: своевременная помощь подростку пока его интерес к алкоголю, наркотикам не перерос в зависимость
- Как научить подростка преодолевать трудности
- Как помочь ребенку разобраться с собой и в отношениях со сверстниками
Длительность консультации составляет 60 мин
Стоимость – 150 гр-н одна встреча
Периодичность встреч определяется психологом по согласованию с родителями подростка
Консультации проводит: Бабенко Оксана, педагог-психолог. Опыт работы детским психологом (диагностика, консультирование).
Контакты: (0512)71-01-01, 0662028552 Оксана