Психотерапевтические достоинства Песочной терапии
«Часто необходимо разъяснение относительно неопределенного содержания, придавая этому видимую форму....
Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно»
К.Г.Юнг
В чем сила Песочной терапии? Почему интерес к ней постоянно растет и
чем Песочная терапия отличается от других форм терапии игрой?
Согласно Ж. Пиаже (1951), игра – ведущий источник развития детей в
дошкольном возрасте. К. Юнг (1971) говорил о том, что «фантазия – мать
всех возможностей, где, подобно всем психологическим противоположностям,
внутренний и внешний миры соединяются вместе».
В последние годы особое внимание к «внутреннему ребенку» как ребенка,
так и взрослого вдохновило психологов использовать терапию игрой. У
людей существует потребность в игре и желание играть. Это помогает
освободить творческий потенциал, внутренние чувства и перенести их во
внешнюю действительность.
В подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные
объекты и создает образы. Используя осязание, обоняние и зрение он
воплощает в физическую форму свои самые внутренние сознательные и
бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, с помощью активного
воображения и творческой символической игры, является практическим,
основанным на опыте методом, который может создать мостик от
бессознательного состояния до сознательного, от умственного и духовного к
физическому, и от невербального к вербальному. Часто человек не может
понять и вербализовать источник своих трудностей, боли или конфликта.
Песочная терапия обеспечивает такому клиенту возможность представить в
образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Например,
картина на песке Вероники (10,5 лет). Ребенка беспокоили ночные страхи,
крики во сне. Последние несколько лет мама переселилась в детскую
комнату и спит с ребенком, «чтоб ей не было страшно». Свой поднос она
назвала «Зоопарк» и рассказала о нем следующее: «Там живут динозавры,
горилла, тигры, и добрая черепаха. В центре зоопарка есть бассейн, где
плавают дельфины. Есть слон. В зоопарк приходят люди. Звери
разговаривают между собой и с людьми. Черепаха просит выпустить ее на
свободу. Всем животным не хватает свободы. Они должны быть сами по себе –
самостоятельные». То есть образы становятся языком, через который
ребенок может сообщить бессознательный материал психологу и себе.
Подобно художественной терапии, визуальная форма вытесняет вербальную
коммуникацию и обходит защиту клиента. Дополнительное преимущество
Песочной терапии состоит в том, что это позволяет человеку создавать
различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут
изменяться. Этот процесс игры помогает двигаться от ощущения зависимости
от сложившейся ситуации к тому, чтобы быть создателем ситуации. Когда
психолог доверяет бессознательному мнению человека, он открывает его
собственную уникальную и совершенную дорожку к самооткрытию, происходит
глубоко трансформационная работа как для ребенка так и для психолога.
Песочная терапия в настоящий момент является действенным инструментом
для психологов различных теоретических ориентаций. «Техника Мира»,
предшественник Юнгианской Песочной терапии, была развита Маргарет
Лоувенфельд, британским педиатром, в конце 1920-ых. Песочная терапия
нашла свое место всюду по Европе, США и активно занимает свои позиции в
нашей стране. Исторически она используется прежде всего как игровая
среда для детей, но в последнее время становится методом, также
используемым со взрослыми, парами, семьями, группами личного роста и др.
Так что же фактически является Песочной терапией? В Песочной терапии
психолог обеспечивает поднос с песком, воду, множество объектов и
материалов, чтобы создать сюжеты с образами в ограниченном пространстве.
Рут Амманн сравнивала поднос с песком с «садом души». Это своего рода
контейнер для показа психической жизни клиента. Поднос с песком –
«промежуточное место», где внутренняя и внешняя жизнь ребенка может
показать себя и развить. Поднос – то свободное и пустое место, где
клиент имеет возможность создать свой собственный мир и преобразовать
свой существующий мир с новым пониманием. Психолог обеспечивает защиту и
среду принятия, в которой человек может позволить своему внутреннему
голосу говорить. В продолжение метафоры Рут Амманн, это «промежуточное
место», в котором сознательный и бессознательный материал может
разворачиваться, объединяться и становиться целым, а так же мост между
ребенком и психологом. Это – место, где бессознательные состояния и
ощущения психолога и клиента встречаются и взаимодействуют.
На приеме Паша 12 лет. Родители недавно развелись. Отец приходит
редко. Мать часто в командировках. Обратились к психологу по причине
пропуска подростком уроков в течении недели. На работу в подносе с
песком откликнулся с удовольствием. Паша назвал построенный им мир
«Загрязненное море». «Море загрязнили. Это даже не море, а океан, в
котором проводили испытания. Люди загрязняют его. Они не должны так
поступать. От этого все умирает: и рыбы, и растения, и все, что там еще
живого есть. Остаются только банки из под спрайта, пачки из под сигарет,
бутылки из под водки… Там еще есть череп. Это кто-то умер. Наверное, Я.
Этот мир похож на то, что у меня сейчас внутри. Мне даже трудно
говорить. Мне не нравиться эта картина. А можно я ее изменю?». Песочная
терапия обеспечивает доступ к самому внутреннему ядру чувств души. В
образах представляется то, что происходит во внутреннем и внешнем мире.
Создавая то, что выражает внутренний голос, ребенок привносит во внешнюю
действительность его собственные отношения с собой и позволяет
бессознательному материалу быть видимым. Это конкретное, заметное
проявление подпорогового материала приносит больше осознания того, что
прежде подавлялось или было непонятным.
Песочная терапия принимает много форм. Работа в песке помогает
клиенту основательно сосредотачиваться в себе, и регрессировать к месту,
которое нуждается в терапии. Одна из причин, что это происходит – то,
что большинство людей в детстве играло в песке и в грязи. Песочная
терапия часто возвращает человека к памяти детства. Некоторые клиенты не
используют никаких объектов; они касаются песка, перемещают формы и
делают постройки в песке. Некоторые используют немного объектов;
некоторые используют много. Некоторые используют сухой песок; некоторые
смачивают песок водой. Некоторые строят свой мир быстро; некоторые
работают медленно. Некоторые создают статический мир; некоторые создают
продолжающиеся, перемещающиеся истории. Некоторые представляют мир очень
сосредоточенно и спокойно. Некоторые наслаждаются игрой. В некоторых
случаях есть очень глубокие эмоции, повторное проживание прошлой боли.
Нет никакого правильного пути или правильного результата. Важно доверять
тому, что каждый клиент сделает в тот или иной момент. Это также важно
для психолога, как знание его предубеждений, ценностей, и неразрешенных
проблем. Это понимание позволяет психологу быть открытым для принятия
того, что человек испытывает, с минимальным суждением.
Песочная терапия может быть дополнением к существующим методам
психологов. Хотя этот метод главным образом используется как Юнгианская
техника, Песочная терапия может использоваться в сочетании со многими
другими подходами. Например, если методология психолога главным образом
когнитивного характера, маловероятно, что анализ будет использоваться в
Песочной терапии. Более вероятно, что психолог будет работать с клиентом
в подносе, чтобы помогать реструктурировать его размышления.
Хотя многие психологи удовлетворены своими подходами к коррекции и
терапии, бывает такое, когда их методы терпят неудачу, чувствуется
застой в работе с клиентом. Миры в песке, с их многоуровневыми,
трехмерными символами, помогут это преодолеть. «Невербальный sandtray
мир позволяет играющему в песок изобразить события на многих уровнях в
одно и то же время способом, которым они представлены в мечтах»
(Томпсон, 1990).
Для психологов важно соблюдать их собственный стиль и теоретические
ориентации. Методы гештальта, визуализации, психодрамы, работа с телом и
движением, арт-терапия, сказкотерапия – это некоторые из
терапевтических стратегий, параллельно с которыми можно использовать
Песочную терапию.
Поднос с песком – мощный инструмент, позволяющий психологу
использовать его во многих случаях, включая психологические травмы,
вопросы межличностных отношений, личностный рост, интеграцию и
преобразование Самости. Так же, Песочная терапия более экологична для
психолога, чем вербальная терапия. Многие из переносов клиента помещены в
поднос с песком, а не на психолога, поэтому энергия, затрачиваемая на
проблемы переноса минимизирована.
Литература:
- Barbara Labovitz Boik and E. Anna Goodwin. (2000). Sandplay therapi. W.W.Norton and Company. London..
- Kalff, Dora. (1980). Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. Santa Monica: Sigo Press.
Сакович Наталья Александровна
Ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования г. Минска
Член Российской арттерапевтической ассоциации
Член международной ассоциации Sandplay терапевтов
|